Как использовать концептуальные метафоры в дизайне
Концептуальные метафоры — это метафоры, в которых для объяснения абстрактного понятия используется конкретный или физический опыт. Например, восхождение на вершину горы для курса по программированию. Преодоление вершины — конкретный опыт, который используется для того, чтобы объяснить более абстрактную концепцию прохождения обучения.
Сайт с выбором шрифтов по тематикам typelist.upstatement.com. Здесь реализована визуальная концептуальная метафора в образе компакт-дисков.
Используя концептуальную метафору, которая работает через имеющиеся у людей знания и опыт, можно сделать образ продукта более ярким, привлекательным и запоминающимся для пользователя. Это эффективный способ донести сложные идеи в простой и понятной форме. Людям легко будет распознавать ваши метафоры, если они соединены с предметами из реального мира. Сложность метафоры зависит от ЦА: чем массовее продукт, тем проще должна быть метафора.
Концептуальные метафоры могут быть как языковыми, так и визуальными. Визуальные создают эмоциональную связь между продуктом или брендом и ЦА более эффективно.
Как люди распознают эти метафоры
Концептуальные метафоры распознаются с помощью процесса метафорического картографирования, который включает сопоставление более абстрактного понятия с чем-то конкретным и понятным или с физическим опытом. Это находит отклик у человека и вдохновляет на действие, что позволяет с помощью грамотной реализации концепции продавать продукт более эффективно.

Сайт для стартапа повседневных финансов использует метафору путешествия по космическому пространству behance.net/gallery/139740237/MissionLuna-website.
В некоторых случаях люди могут не осознавать метафору, но все же она влияет на человека на подсознательном уровне, и используя существующие знания и опыт, создает более увлекательный, запоминающийся образ.
Исследования в области когнитивной лингвистики показали, что многие из наших фундаментальных понятий организованы с помощью концептуальных метафор.
Основополагающей работой в этой области остается книга Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона «Метафоры, в которых мы живем». Авторы провели множество исследований и утверждают, что метафоры — это не просто лингвистические выражения, они лежат в основе наших мыслительных процессов.
Примеры концептуальных метафор:
- Онлайн школа иностранных языков как мост. Метафора использует образ моста, с помощью которого можно перебраться в другое место. Она может использоваться, чтобы показать, что школа позволяет расширять границы в прямом смысле.
- Система навигации как маяк. Образ маяка для системы навигации предполагает, что продукт помогает пользователю найти путь и добраться до места назначения.
- Машина как симфонический оркестр. Такая метафора может использоваться, чтобы показать точность, гармонию и элегантность машины.
- Корм для собак как кулинарное приключение во времени и пространстве. Визуальная метафора кулинарного приключения может быть использована для передачи идеи о том, что этот корм — путешествие, полное исследований и открытий, гурманская одиссея через различные вкусы и текстуры.
Чтобы рассказать о том, что продукт предполагает гастрономический опыт, выходящий за рамки времени и места, можно использовать образ собаки-астронавта, которая путешествует в пространстве и времени, посещает разные эпохи и и цивилизации и пробует разные виды еды.

Пространство для совместного рассказывания историй boook.land использует метафору конкретного физического объекта — полки с книгами
Как использовать концептуальные метафоры:
- Выберите правильную метафору, которая будет уместна для вашей ЦА. Подумайте о ценностях, эмоциях и убеждениях, вашей аудитории и выберите связанную с этим метафору.
- Используйте последовательность в повествовании, это поможет усилить ваше сообщение и создать целостный образ.
- Используйте образы, вызывающие эмоции. Визуальные метафоры, вызывающие сильные эмоции, с большей вероятностью запомнятся и найдут отклик среди вашей ЦА.
- Используйте метафоры, соответствующие ценностям и посылу бренда или продукта. Можно создать устойчивую ассоциацию, которая будет ассоциироваться с брендом и хорошо узнаваться.
- Используйте нестандартное мышление. Уникальные визуальные метафоры привлекут внимание аудитории и помогут отстроиться от конкурентов.
Выводы:
Концептуальные метафоры помогают более эффективно общаться с ЦА и создавать с ней прочную связь. При визуализации знакомого опыта можно создать сообщение, которое найдет отклик у аудитории, будет понятным и запоминающимся, в конечном итоге это приведет к узнаваемости бренда или продукта.
Однако, эффективность использования концептуальных метафор в e-commerce зависит от контекста, аудитории и качества самой метафоры. Не все метафоры находят отклик, а некоторые могут восприниматься как клише или злоупотребление. Поэтому следует тщательно продумывать использование метафор и убедиться, что они подходят и будут эффективны для конкретного контекста и ЦА.