Восприятие дизайна на примере треугольника Фреге

Анна Липатова
Анна Липатова
UX/UI дизайнер
21.04.2023

Треугольник Фреге — это семантическая модель, с помощью которой можно оценить коммуникацию дизайн-пользователь. Треугольник можно использовать как основу для понимания того, как человек интерпретирует дизайн.

Треугольник Фреге

У треугольника есть три части:

  1. Смысл
    Это стартовая точка треугольника Фреге. Концепция, которую несет в себе бренд, основа, на которой строится дизайн. Смысл может включать в себя сообщение и эмоции, которые должен передать дизайн. Чтобы это получилось, нужно выработать четкое понимание смысла своих проектов и убедиться, что значение четко донесено до аудитории.
  2. Объект
    Визуальное отражение концепции, которое задумывал дизайнер. При создании объекта нужно убедиться, что он эффективно отражает смысл.
  3. Интерпретация
    Интерпретацией называется то, что увидел пользователь в объекте. Дизайнер должен убедиться, что объект будет интерпретироваться в правильном контексте, а не как-то иначе и не иметь двойное значение, одно из которых не соответствует смыслу. Интерпретация один из основных важных критериев дизайна.
Треугольник Фреге

Если в каждом углу треугольника один и тот же объект, то коммуникация между пользователем и дизайном состоялась. Если изображение двусмысленное или неверно отражает смысл, то есть пользователь видит другой объект, связь в треугольнике разрушается. Там, где цепочка ассоциаций разрывается, пользователь видит совсем не тот смысл, который вкладывал автор.

Примеры логотипов

В двух верхних логотипах и нижнем слева разрушается связь на этапе объект-интерпретация, так как объекты двусмысленные и могут быть восприняты неверно. В правом нижнем логотипе разрушается связь на этапе интерпретация-смысл, потому что логотип цветок-солнце подразумевает заботу об экологии, но British Petroleum — нефтегазовая компания

Как достичь баланса между смыслом, объектом и интерпретацией

  1. Перед началом создания визуальных элементов важно иметь представление о концепции бренда, его значении, цели, посыле и эмоциональном тоне. Изучите рынок, конкурентов и целевую аудиторию бренда.
  2. Сосредоточьтесь на простоте: простой и легко узнаваемый логотип с большей вероятностью будет эффективен для передачи сообщения бренда. Избегайте включения слишком большого количества элементов или сложных элементов дизайна, которые могут отвлекать от общего сообщения.
  3. Используйте подходящие цвета и типографику, чтобы соответствовать индивидуальности и ценностям бренда. Это поможет создать целостный и запоминающийся образ.
  4. Протестируйте созданные вами визуальные элементы. Проведите пользовательское тестирование, чтобы убедиться, что дизайн эффективно передает предполагаемое сообщение, воспринимается однозначно и находит отклик у целевой аудитории.
  5. При этом не забывайте что достижение баланса в треугольнике Фреге — очень важное, но не единственное условие качественного брендинга.
Cartier — хороший пример логотипа

Cartier — хороший пример логотипа, соответствующего треугольнику Фреге. Простой элегантный шрифт и строгий лаконичный цвет создают ощущение роскоши и элегантности, которые ассоциируются с брендом. Смысл верно отражен объектом и воспринимается аудиторией так, как этого хотел дизайнер. Минимализм логотипа укрепляет связь объект-интерпретация, так как воспринимаемая ценность товара обычно обратно пропорциональна видимой загруженности общего стиля бренда

Логотип Dropbox

Логотип Dropbox представляет собой открытую синюю коробку, которая вызывает ассоциации с предметом реального мира — коробкой для хранения, чем по сути и является Dropbox. Баланс между смыслом, визуалом и интерпретацией сохранен идеально.

Выводы:

Использование треугольника Фреге помогает дизайнеру достичь гармонии между смыслом, объектом и интерпретацией. Внимательно рассматривая каждую составляющую треугольника в процессе разработки, вы не только избежите неправильной трактовки созданных вами элементов фирменного стиля, но и четко донесете послание бренда до целевой аудитории. Кроме того, этот подход подчеркивает важность понимания точки зрения пользователя, того, как дизайн будет восприниматься целевой аудиторией. Проведение пользовательского тестирования и сбор отзывов помогает понять, насколько хорошо воспринимается дизайн и какой отклик получает.