Эффект обеспеченного прогресса в дизайне
Если пользователю обеспечен искусственный прогресс для достижения цели, он с большей вероятностью выполнит задачу, будет работать над достижением цели усерднее и быстрее.
И, наоборот, если у пользователя возникнет чувство, что он не продвигается к своей цели или делает это медленно, возрастает вероятность, что он откажется от усилий.
Этот эффект был описан в исследовании «Эффект обеспеченного прогресса: как искусственное продвижение увеличивает усилия»
Представьте, что несколько клиентов автомойки получили карту лояльности, которая дает право на бесплатную автомойку после нескольких моек. После каждой мойки клиент получает штамп на своей карточке.
Групп А получила карту с десятью чекбоксами на своей карте, на двух из которых уже стоял штамп (20% прогресса). Группа Б получила карту с восемью чекбоксами, но без штампов (0% прогресса). В итоге получается одинаковое количество шагов, но по-разному оформленное.
Спустя 9 месяцев 34% клиентов из группы А выполнили условия и получили бесплатную мойку. В группе Б только 19% выполнили задачу.
Процесс выполнения задачи, мотивированный обеспеченным прогрессом, можно разделить на 3 этапа:
1 этап: Эффект Зейгарника
Триггер, заставляющий пользователя достичь цели, основывается на желании пользователя завершить незавершенный процесс. В книге Social Psychology and Human Nature эффект Зейгарника описан так: «Эффект Зейгарника — это тенденция испытывать автоматические, навязчивые мысли о цели, которую преследовали, но преследование которой было прервано. То есть, если вы начинаете работать над достижением цели и не можете ее достичь, мысли о цели будут всплывать в вашем уме, пока вы будете заниматься другими делами, как бы напоминая вам вернуться на правильный путь, чтобы закончить достижение этой цели».
2 этап: Результат эффекта обеспеченного прогресса
После триггера пользователь продолжает продвигаться вперед под влиянием эффекта.
3 этап: Эффект градиента цели
Когда процесс достижения цели приближается к концу, мотивация возрастает и усилия пользователя увеличиваются. Такое поведение обусловлено эффектом градиента цели. Эффект градиента цели был продемонстрирован на крысах Кларком Халлом в 1932 году. Более поздние исследования подтвердили этот эффект, доказав, что люди также склонны увеличивать усилия по мере приближения к цели.
Примеры обеспеченного прогресса
Поэтапный процесс
Иллюзию прогресса можно создать, добавив в форму заполненные поля с уже известной вам информацией о пользователе. Разделите форму для заполнения на тематические блоки и используйте индикаторы выполнения после заполнения каждого блока. Это добавляет мотивации и ускоряет процесс.
Индикатор заполнения в форме для получения кредитной карты на сайте alfabank.ruВовлечение
Шкала прогресса мотивирует совершать действия для достижения целей, будь то получение нового уровня с новыми привилегиями или ачивка в игре. Благодаря индикатору завершения пользователь видит свой прогресс и понимает, насколько он близок к достижению цели.
Шкала на странице профиля на сайте aliexpress.com иллюстритрует прогресс до следующего уровняМотивация к завершению
Обеспеченный прогресс дает иллюзию незавершенной задачи, а не еще не начатой. Чем существеннее этот прогресс, тем большую ценность он приобретает, мотивируя к завершению.
На сайте qordoba.com показывается по умолчанию привлекательный выский балл 66%. Это дает мотивацию для выполнения незавершенной задачи — исправить все ошибки и добиться результата 100%Знания о принципах действия эффекта обеспеченного прогресса на пользователя позволяют дизайнеру создавать качественный и эффективный продукт, который будет работать.
Выводы:
- Если пользователю обеспечен искусственный прогресс для достижения цели, он с большей вероятностью выполнит задачу;
- Процесс выполнения задачи, мотивированный обеспеченным прогрессом, можно разделить на 3 этапа: триггер, заставляющий пользователя достичь цели, результат эффекта обеспеченного прогресса, возрастание мотивации по мере приближения к цели;
- Иллюзию прогресса можно создать, добавив в форму заполненные поля с уже известной вам информацией о пользователе;
- Шкала прогресса мотивирует совершать действия для достижения целей;
- Чем существеннее прогресс, тем большую ценность он приобретает, мотивируя к завершению.