Эффект обеспеченного прогресса в дизайне

08.06.2020

Если пользователю обеспечен искусственный прогресс для достижения цели, он с большей вероятностью выполнит задачу, будет работать над достижением цели усерднее и быстрее.

И, наоборот, если у пользователя возникнет чувство, что он не продвигается к своей цели или делает это медленно, возрастает вероятность, что он откажется от усилий.

Этот эффект был описан в исследовании «Эффект обеспеченного прогресса: как искусственное продвижение увеличивает усилия»


Эффект обеспеченного прогресса в дизайне

Представьте, что несколько клиентов автомойки получили карту лояльности, которая дает право на бесплатную автомойку после нескольких моек. После каждой мойки клиент получает штамп на своей карточке.

Групп А получила карту с десятью чекбоксами на своей карте, на двух из которых уже стоял штамп (20% прогресса). Группа Б получила карту с восемью чекбоксами, но без штампов (0% прогресса). В итоге получается одинаковое количество шагов, но по-разному оформленное.

Спустя 9 месяцев 34% клиентов из группы А выполнили условия и получили бесплатную мойку. В группе Б только 19% выполнили задачу.

Процесс выполнения задачи, мотивированный обеспеченным прогрессом, можно разделить на 3 этапа:

1 этап: Эффект Зейгарника

Триггер, заставляющий пользователя достичь цели, основывается на желании пользователя завершить незавершенный процесс.
В книге Social Psychology and Human Nature эффект Зейгарника описан так: «Эффект Зейгарника — это тенденция испытывать автоматические, навязчивые мысли о цели, которую преследовали, но преследование которой было прервано. То есть, если вы начинаете работать над достижением цели и не можете ее достичь, мысли о цели будут всплывать в вашем уме, пока вы будете заниматься другими делами, как бы напоминая вам вернуться на правильный путь, чтобы закончить достижение этой цели».

2 этап: Результат эффекта обеспеченного прогресса

После триггера пользователь продолжает продвигаться вперед под влиянием эффекта.

3 этап: Эффект градиента цели

Когда процесс достижения цели приближается к концу, мотивация возрастает и усилия пользователя увеличиваются. Такое поведение обусловлено эффектом градиента цели. Эффект градиента цели был продемонстрирован на крысах Кларком Халлом в 1932 году.
Более поздние исследования подтвердили этот эффект, доказав, что люди также склонны увеличивать усилия по мере приближения к цели.

Примеры обеспеченного прогресса

Поэтапный процесс

Иллюзию прогресса можно создать, добавив в форму заполненные поля с уже известной вам информацией о пользователе. Разделите форму для заполнения на тематические блоки и используйте индикаторы выполнения после заполнения каждого блока. Это добавляет мотивации и ускоряет процесс.


Индикатор заполнения в форме для получения кредитной карты на сайте alfabank.ru Индикатор заполнения в форме для получения кредитной карты на сайте alfabank.ru

Вовлечение

Шкала прогресса мотивирует совершать действия для достижения целей, будь то получение нового уровня с новыми привилегиями или ачивка в игре. Благодаря индикатору завершения пользователь видит свой прогресс и понимает, насколько он близок к достижению цели.


Шкала на странице профиля на сайте aliexpress.com иллюстритрует прогресс до следующего уровня Шкала на странице профиля на сайте aliexpress.com иллюстритрует прогресс до следующего уровня

Мотивация к завершению

Обеспеченный прогресс дает иллюзию незавершенной задачи, а не еще не начатой. Чем существеннее этот прогресс, тем большую ценность он приобретает, мотивируя к завершению.


На сайте qordoba.com показывается по умолчанию привлекательный выский балл 66%. Это дает мотивацию для выполнения незавершенной задачи — исправить все ошибки и добиться результата 100% На сайте qordoba.com показывается по умолчанию привлекательный выский балл 66%. Это дает мотивацию для выполнения незавершенной задачи — исправить все ошибки и добиться результата 100%

Знания о принципах действия эффекта обеспеченного прогресса на пользователя позволяют дизайнеру создавать качественный и эффективный продукт, который будет работать.

Выводы:

  • Если пользователю обеспечен искусственный прогресс для достижения цели, он с большей вероятностью выполнит задачу;
  • Процесс выполнения задачи, мотивированный обеспеченным прогрессом, можно разделить на 3 этапа: триггер, заставляющий пользователя достичь цели, результат эффекта обеспеченного прогресса, возрастание мотивации по мере приближения к цели;
  • Иллюзию прогресса можно создать, добавив в форму заполненные поля с уже известной вам информацией о пользователе;
  • Шкала прогресса мотивирует совершать действия для достижения целей;
  • Чем существеннее прогресс, тем большую ценность он приобретает, мотивируя к завершению.


Возврат к списку


Оставить заявку