Иерархия потребностей

Анна Липатова
Анна Липатова
UX/UI дизайнер
04.05.2022

Иерархия потребностей пользователя

Согласно принципу иерархии потребностей, первостепенная задача дизайна — удовлетворить базовые потребности пользователя (приложение или сайт выполняет свою функцию). Если эта цель достигнута, можно перейти к следующему шагу — удовлетворить потребности более высокого порядка.

Иерархии потребностей

Хороший дизайн следует принципу иерархии потребностей, в то время как плохой дизайн может не учитывать базовые потребности, а ориентироваться на потребности разных уровней без учета того, что начинать нужно с нижних.

  1. Функциональные потребности.

    Определяют базовые требования к дизайну. Например, приложение сервиса доставки еды должно, как минимум, отображать доступные для заказа позиции и информацию о них, обеспечить возможность положить товары в корзину и заказать доставку. Дизайн на этом уровне имеет незначительную воспринимаемую ценность или не имеет вовсе.

    Функциональные потребности

    Функциональная потребность в приложении BiBiSushi удовлетворена, приложение выполняет свою основную функцию

  2. Потребность в надежности.

    Определяет стабильность функционирования. Приложение работает стабильно, не выдает ошибки, назначение функций воспринимается однозначно. Если на этой ступени происходят частые сбои или пользователь не понимает, для чего та или иная функция и как ей воспользоваться — потребность в надежности не удовлетворена.

    Потребность в надежности

    Ошибки иногда встречаются в приложении Wildberries

  3. Потребность в удобстве использования.

    Определяет, насколько удобно пользоваться всеми возможностями приложения. Добавление в избранное, оформление доставки, выбор удобного времени и способа оплаты, возможность связаться с поддержкой и другие функции приложения должны легко распознаваться, исключая ошибки из-за недопонимания со стороны пользователя. Если существует вероятность таких ошибок или использовать приложение слишком сложно, потребности в удобстве не будут удовлетворены. У дизайна на этом уровне средняя воспринимаемая ценность.

    Потребность в удобстве использования

    Удобное оформление заказа в приложении ВкусВилл

  4. Профессиональные потребности.

    Определяют возможность пользоваться продуктом на профессиональном уровне, расширяя и совершенствуя возможности и инструменты для работы. Например, в Фигме есть совместный  доступ к проекту, который позволяет команде вместе работать над задачей.

    Профессиональные потребности

    В Фигме можно увидеть всех участников проекта (они отображаются в виде цветного курсора и имени) и следить за их действиями

  5. Творчество.

    На этом уровне иерархии удовлетворены все базовые потребности. Открываются новые возможности для реализации и творчества. На этой ступени дизайн имеет высокую ценность и часто становится культовым среди своих пользователей. Например, Икеа делает акцент на том, что создает универсальные вещи и покупатель может реализовать свои идеи путем нестандартного использования продукции.

    Skadis

    Какие элементы будут на панели Skadis, как их расположить и для какой цели использовать, определяет покупатель

Продумайте иерархию потребностей для вашего продукта и перед тем как реализовать высшие уровни, убедитесь, что потребности базовых уровней удовлетворены.