Иерархия потребностей
Иерархия потребностей пользователя
Согласно принципу иерархии потребностей, первостепенная задача дизайна — удовлетворить базовые потребности пользователя (приложение или сайт выполняет свою функцию). Если эта цель достигнута, можно перейти к следующему шагу — удовлетворить потребности более высокого порядка.
Хороший дизайн следует принципу иерархии потребностей, в то время как плохой дизайн может не учитывать базовые потребности, а ориентироваться на потребности разных уровней без учета того, что начинать нужно с нижних.
- Функциональные потребности.
Определяют базовые требования к дизайну. Например, приложение сервиса доставки еды должно, как минимум, отображать доступные для заказа позиции и информацию о них, обеспечить возможность положить товары в корзину и заказать доставку. Дизайн на этом уровне имеет незначительную воспринимаемую ценность или не имеет вовсе.
Функциональная потребность в приложении BiBiSushi удовлетворена, приложение выполняет свою основную функцию
- Потребность в надежности.
Определяет стабильность функционирования. Приложение работает стабильно, не выдает ошибки, назначение функций воспринимается однозначно. Если на этой ступени происходят частые сбои или пользователь не понимает, для чего та или иная функция и как ей воспользоваться — потребность в надежности не удовлетворена.
Ошибки иногда встречаются в приложении Wildberries
- Потребность в удобстве использования.
Определяет, насколько удобно пользоваться всеми возможностями приложения. Добавление в избранное, оформление доставки, выбор удобного времени и способа оплаты, возможность связаться с поддержкой и другие функции приложения должны легко распознаваться, исключая ошибки из-за недопонимания со стороны пользователя. Если существует вероятность таких ошибок или использовать приложение слишком сложно, потребности в удобстве не будут удовлетворены. У дизайна на этом уровне средняя воспринимаемая ценность.
Удобное оформление заказа в приложении ВкусВилл
- Профессиональные потребности.
Определяют возможность пользоваться продуктом на профессиональном уровне, расширяя и совершенствуя возможности и инструменты для работы. Например, в Фигме есть совместный доступ к проекту, который позволяет команде вместе работать над задачей.
В Фигме можно увидеть всех участников проекта (они отображаются в виде цветного курсора и имени) и следить за их действиями
- Творчество.
На этом уровне иерархии удовлетворены все базовые потребности. Открываются новые возможности для реализации и творчества. На этой ступени дизайн имеет высокую ценность и часто становится культовым среди своих пользователей. Например, Икеа делает акцент на том, что создает универсальные вещи и покупатель может реализовать свои идеи путем нестандартного использования продукции.
Какие элементы будут на панели Skadis, как их расположить и для какой цели использовать, определяет покупатель
Продумайте иерархию потребностей для вашего продукта и перед тем как реализовать высшие уровни, убедитесь, что потребности базовых уровней удовлетворены.