Поведенческие факторы ранжирования в Яндекс

Максим Михайличенко
Максим Михайличенко
Руководитель компании
14.05.2012

В последнее время многие оптимизаторы говорят про поведенческие факторы ранжирования в Яндекс. Эта теория приобретает массовый характер. Даже общепризнанные авторитеты не стесняются высказываться по этому поводу.

Но давайте обратимся к истории…

Впервые в рунете о поведенческих факторах в поисковых системах, в том числе и Яндекс, заговорил небезызвестный Александр Садовский. В далеком 2001 году он опубликовал прекрасную статью на своем сайте – «Я мыслю, следовательно, раскручиваю». 2002 году эта же статья с небольшими изменениями была опубликована на таком авторитетном ресурсе как www.ichip.ru.

Садовский утверждал, что поисковая система делит факторы ранжирования, на которые оптимизаторы могут влиять, на три вида:

1)    Контент продвигаемой страницы и сайта в целом;

2)    Отношений других сайтов к продвигаемому сайту;

3)    Поведение пользователей.

Не трудно догадаться, что первая группа факторов оказывает наименьшее влияние на поисковую систему, т.к. именно на эту группу оптимизаторы оказывают максимальное воздействие. Вторая группа факторов также подвержена влиянию, но уже в меньшей степени, поэтому ей придается больше значения. Третьей же группой манипулировать крайне сложно, следовательно, поисковик придает ей наибольший вес.

Сегодня, многие говорят про накрутку поведенческих факторов в поисковой системе Яндекс. А как же они их накручивают, если на эту группу так сложно влиять?

Появилось множество предположений о том, что надо покупать кликабельные ссылки, уменьшать показатель отказов, увеличивать посещаемость сайта в целом… В общем каких только теорий не существует.

 Давайте еще раз вспомним, что пишет по поводу поведения пользователей Садовский. Он упоминает замечательную систему DirectHit, у которой главными критериями качества сайта служит: число переходов по ссылке, возвраты к поиску и время, которое пользователь провел на целевой странице. Отсюда родилась замечательная идея влияния на выдачу через результаты поиска. Да плюс ко всему, всем известный доклад Яндекса «Экономия времени как мера качества поисковой системы».  В котором яндексойды пишут о о поведении пользователей в результатах выдачи. Вот и все - все предпосылки к формированию новой поведенческой теории готовы.

«Надо кликать из выдачи!» - именно такая мысль зародилась в светлых головах наших мудрых сеошников. Все кругом начали кричать про накрутку поведенческих факторов при поисковом продвижении сайта.

Но давайте вернемся к DirectHit. Что же стало с ним?

Эта технология использовалась поисковиком Ask Jeeves. Но, к сожалению, оказалась неустойчива к спаму. Поэтому Ask Jeeves в том же 2001 году купил технологию Teoma,  которая, по сути, основывается на алгоритме аналогичном Page Rank, главное отличие состоит в том, что PR высчитывает вес, передаваемый со всех страниц в коллекции, а Teoma учитывает только тематические ссылки.

Встает вполне закономерный вопрос – если от этой технологии отказались в прошлом в пользу технологии, близкой к той, что уже использовалась Яндексом, то зачем вышеобозначенному поисковику идти в обратном направлении? Зачем предоставлять оптимизаторам еще один рычаг манипуляции? Зачем засорять выдачу?

Дело в том, что остальные факторы поддаются еще большей накрутке...

Именно по причине поискового спама - чтобы не допустить повторения манипуляции выдачей за счет ссылок, были приняты жесткие меры по занижению позиций многих компаний отрасли.

Но давайте вспомним еще один момент - DirectHit внедрила Personalized Search (Индивидуальный поиск). Реализовали они это с помощью анкет, в которых пользователи указывали свой пол, род занятий, место проживания и т.д. После чего система анализировала результаты и отправляла данного пользователя в кластер пользователей с похожими анкетными данными. В результате в выдаче появлялись ссылки на сайты, заинтересовавшие других пользователей из этого кластера. Т.е. если запрос «новости» задает интернет-маркетолог, то, вероятнее всего, он захочет увидеть новости из мира интернета, если аналогичный запрос задает депутат городской думы, то ему подобные новости не будут интересны, он захочет увидеть ссылки на политические ресурсы. Пример, конечно, грубый, но, думаю, суть понять можно.

Я в принципе считаю, что качественного поиска без персонализированной выдачи не бывает. Так что возможно внедрение поводенческих - лишь движение в сторону чего-то большего...

P.S. Совсем недавно Яндекс внедрил алгоритм «Рейкьявик», по заявлению самого поисковика – это первый шаг к персонализации поиска.